Спиридон Тримифунтский     Saint Spiridon of Trimythus  Saint Spyridon of Trimythus

ГлавнаяЖитиеЧудесаИконыМолитвыРазное

                                         Да воскреснет Бог и расточатся врази Его


13 июня. В тот же день [память] иже во святых отца нашего Трифиллия, епископа Левкосии.

 

 

Житие ученика св. Спиридона Тримифунтского, святителя Трифиллия, первого епископа Левкосии, а ныне Никосии, современной столицы Кипра. В нем содержатся важные сведения о святителе Спиридоне и о святителе Трифиллии, верном ученике чудотворца и составителе его первого жизнеописания.

 


Ушел Трифиллий к Вышнему навек,
Взирая на трехличный Солнца сеет.


Тринадцатого Светлая, Всевластная
Трифиллъя Троица цветущее взяла на небо сердце.

 

 

 

 

1. Совершаем память иже во святых отца нашего Трифиллия, епископа Левкосии, ныне митрополии Кипрской (Левкосия впервые становится политическим центром Кипра в правление Алексия I Комнина (1081-1118). Названная крестоносцами Никосией, она не только была столицей королевства Лузиньянов, но и была провозглашена папой Целестином III в булле от 13 декабря 1196 г. латинской архиепископией, имевшей в своем подчинении, как викариев, латинских епископов Пафоса, Лимассола и Фамагусты. В 1222 г. кардинал Пелагий д'Альбано, папский легат, попытался уменьшить число греческих епископий до четырех, приведя их в соответствие с латинскими, которым он их и подчинил. Наконец, знаменитая Кипрская конституция папы Урбана IV от 3 июля 1260 г. подчинила греческих епископов латинскому архиепископу: подтвердив за их главой Германом I право до смерти именоваться архиепископом, она предписывала, чтобы его не замещали впоследствии другим архиепископом, и назначила его резиденцией епископию Солии в диоцезе Никосии. - прим. ред.). Он происходил издалека, из Рима, конечно же Нового - Константинополя, столицы всех городов. Славный между царями и равноапостольный Константин Великий счастливо основал соименный себе город и наделил его, словно прекрасную невесту, неодушевленными украшениями. Нужно было - и так он решил - привлечь к нему взоры всех, почтить Новый Рим людьми, выделяющимися образованностью, разумом и вообще известностью, и снабдить его другим украшением, дабы нисколько не уступал он в этом отношении Древнему. И вот переселил он оттуда двенадцать самых знаменитых римских вельмож (См. Чекалова 2000, с. 12. - прим. ред.), облагодетельствовав их еще большими щедротами: дарениями поместий и денег, и все это в такой мере, чтобы этой щедростью заставить их позабыть о прежних богатствах. Одним из них и был отец великого Трифиллия, блиставший, словно некая звезда, среди его граждан. Воспитав своего юного отпрыска в науках и в остальных добродетелях и укрепив его твердостью в божественном учении, он побудил его принести плоды благочестия, так что тот стал приносить очевидную радость, словно листьями, словесным благом и немалую отраду - своими плодами. Думаю, случилось это по промыслу Божию, чтобы дела его соответствовали его имени («Трифиллий» по-гречески означает «трехлистный». - прим. ред.).


2. Когда же его отец уже преставился из этого мира, движимый божественным рвением, сообщает он матери (То есть своей матери Домнике (см. ниже). - прим. ред.) свое желание вместе с матерью [императора] Константина уехать и поселиться в Иерусалиме (Имеется в виду паломничество св. Елены в 326 г. - прим. ред.), чтобы сделать свое прибытие туда достопамятным деянием и посвятить себя молитве Богу. Итак, радостно распрощавшись со славой, богатством и знатностью рода, взяв большую суму и отправившись в море, поплыл он прямо к острову Кипр. Оказавшись там, находит он и радость свою - Тримифунтского епископа, который, подобно солнцу, озарял всю вселенную светом своих чудес. Расцветши под его лучами, понял он, что должен после возвращения из Иерусалима прилепиться, словно ко второму святилищу, к чудотворцу (ведь такого прозвания удостоили того за великую веру киприоты). И вот, прибыв к нему и позабыв о родине, Трифиллий получает от него наставление не только в знании, но также и в любомудрии, которое дарует Святой Дух по вере и по добродетелям, благодаря которым душа восхищается и видит Бога, словно Он духовно живет в ней, равно как и получает, подобно плодам своего обожения, дар чудотворения.

 

3. Итак, постоянно восходя по молитвам учителя все выше и выше (Ср. Пс. 83, 6. - прим. ред.), он достиг меры возраста Христова (Ср. Еф. 4,13. - прим. ред.), и, чтобы наилучшим образом заботился о душах, он, как пастырь, избирается по Божиему жребию на Каллиникскую (Каллиника - древнее название Левкосии, которое засвидетельствовано только в данном житии, в житии свт. Спиридона, написанном еп. Феодором Пафским, и в автобиографии Григория Кипрского, патриарха Константинопольского (+1290 г.). - прим. ред.), а теперь Левкосийскую митрополию (и то, что она ныне величайшая и прекраснейшая и блистательно начальствует над остальными кипрскими городами , - этого добился он своими молитвами). Выбран был он Божиим жребием в предстоятели этого города еще заранее, о чем не напрасно сообщило видение, явившееся императору Константину Великому (Ср. Лаврентппанское житие, гл. VIII; Феодор Пафский, гл. VIII. - прим. ред.), у которого болела голова и который искал исцеления свыше: оно показало ему Трифиллия, одетого как епископ еще до вступления на кафедру и пришедшего к великому царю во сне, чтобы возвестить ему об исцелении.


4. И вот, возведенный на престол апостольскими уставами и священными руками
Спиридона, он во всем следовал своему учителю, уча, изъясняя Священное Писание и подкрепляя души духовным хлебом, а жаждущим давая напиться живой воды, которую он мог черпать из духовных рек (Ср. Ин. 7, 38. - прим. ред.). Делал он это не от случая к случаю, но каждый день духовно предлагал насущный хлеб (См. Мф.б, 11. - прим. ред.), как нам завещал просить Владыка, придавая высший смысл этим словам. Поэтому, сделав свой обычай законом естества, он трудился там от осеннего равноденствия до равноденствия весеннего (Возможно, речь идет о каком-то цикле комментариев на библейские чтения (на первую половину года). - прим. ред.) так, что вообще никогда не прекращал, по мере чтения Слова, изъяснять народу силу Священного Писания. И это, я думаю, из-за апостольского увещания, чтобы «один изъяснял, а другие молчали » (Ср. 1 Кор. 14, 27. - прим. ред.). Так корни поучений священного Трифиллия проникли вглубь и, орошаемые Святым Духом, произросли большим деревом, которое вытянулось высоко вверх. И опять же по его молитвам оно начинает покрываться листьями и плодами, так что все жители тамошней митрополии могли под ним укрываться (Ср. Мк. 4,31-32. - прим. ред.) и духовно веселиться, срывая плоды евангельских заповедей и, как листьями, наслаждаясь историями о добропобедных мучениках и прочем сонме святых.


5. Сколько же он еще при жизни обильно произвел источников чудес, из которых щедро поил приходящих к нему, кто может поведать? Как в нравах, так и в благодати чудес был он полным наследником
Спиридону, как сказано: «Елисей поднял милоть Ильину вместе с чудесами » (Ср. 4 Цар. 2,13-15. - прим. ред.). Был же этот божественный и поистине блаженный муж в жизни нестяжателен, много работал в поле, словно избегая судебных сборищ, жил в бедности, чтобы с легкостью подавать нуждающимся; собственноручно раскапывал заваленных при землетрясении (Имеется в виду землетрясение 342 г. - прим. ред.), одевал и предавал честному [погребению], как благородный и [происходящий] из благородных; постоянно предавался посту и молитвам, чтобы стать примером для своей паствы. Построив на средства матери женский монастырь, он затем убедил принять монашество и ее - образец для матерей. Всякий раз как она по любви к монастырям, то есть к святым местам, отправлялась из столицы и прибывала туда, он совершенно безмятежно принимал ее по приезде и по возвращении, показывая, что соблюдает и в этом определенный предел. Потом свою мать Домнику, прекрасно прожившую жизнь, он с почестями похоронил: она также была цветом чудес по верности своего нрава. Воздвиг он и нынешний большой храм, соборную церковь города (Этот храм на большом Никосийском кладбище известен из конституции 1251-1252 гг. латинского архиепископа Уго де Фаджано. - прим. ред.), где и гроб его - утешение для притекающих к нему.


6. Облик его являл постоянную красоту и издали выдавал его благородство: рыжие волосы, белая кожа, серые глаза, радостная и приятнейшая наружность, равномерное сложение всего тела, аккуратная заостренная борода: некий новый Аарон, закутавший ноги (Ср. Исх. 29, 5. - прим. ред.), и Самуил, утром обращающийся к Богу и молящийся за народ (Ср. 1 Цар. 28,14. - прим. ред.). Итак, достигнув старости и исполнившись дней (Ср. Быт. 25, 8. - прим. ред.)духовных, переселился он ко Христу, за Которым, как Его служитель, всегда следовал по стопам. Почтив его на небесах, как и обещал (Ср. Ин. 12,26. - прим. ред.), Отец светов (См. Иак.1,17. - прим. ред.) сделал его заступником своей родины (То есть Каллиникской и Левкосийской епархий. - прим. ред.) и паствы. Небесполезно прибавить и следующее, чтобы показать доставшееся ему блаженство.


7. Когда агарянский народ во времена [императора] Ираклия совершил пиратский поход и разграбил много островов, по Божиему попущению эта чума достигла и Кипра. И вот пристали они [к берегам Кипра] и стали творить свои [беззаконные] дела. Когда же они дошли и до могилы святого, то, устремив к ней свой бесстыдные взоры, стали питать в себе надежду, что найдут внутри много золота, которое уж точно имеется в священных покоях святого. Быстро приведя в исполнение свои надежды, они увидели, что святой и по прошествии стольких лет словно спит и источает чудное благоухание, одет же он был как
Спиридон. Поднимают они его и, охваченные безумием, отделяют мечом священную главу от тела - из него (о великое чудо, которое заставит всех познать Христа и Его силу!) тотчас потекла кровь, ибо сам Бог, как я думаю, вдобавок к остальному, сплел ему еще и венец мученичества, которого тот искал, влекомый любовью ко Христу, но ревность Константина Великого в отношении христианского благочестия не позволила ему этого. И вот, вытащив тогда его к дверям храма и разведя костер, они хотели предать его огню. Никогда он не дал бы огню уничтожить тело, если бы только кто-то из видевших это варваров не крикнул: «Во имя своего Иисуса Христа дай себя сжечь!» И я свидетель этому, который присутствовал при этом событии и видел его священную главу полуобожженной, а части мощей ставшими пищей для огня. Это событие ради приобщения к святыне вспоминается 3 мая, когда беззаконные дерзнули на такое.


8. И Бог по прошествии некоторого числа лет делает для его чад зримым это сокровище, сокрытое в стене, где воздвигается памятник великому мужу и лежит под спудом до сих пор его гроб. Его молитвами да избавимся мы ныне от огня Велиаровых (Ср. 2 Кор.б, 15. - прим. ред.) ужасов, а после кончины - и от вечного огня, вечно сорадуясь Христу, Господу нашему и Богу, как Спасителю и Архипастырю (Ср. 1 Петр. 5,4. - прим. ред.), в вечном и нетленном блаженстве. Духовно наслаждаясь Его красотою, да узрим в Нем Безначального Бога и Отца и Совечного и Животворящего Духа, из Отца Исходящего и через Сына Явившегося нам, людям, - Единое Существо и Божество, в трех совершенных ипостасях Воспеваемое и Славимое, как Существующее непостижимо для нас Троицей в Единице (что и необычайно), чтобы пребывать полностью превыше слова и понимания в Пресущественном и Неприступном Боге и так описываться лишь верой и любовью.

 

 

 

Текст  приводится по книге "Святитель Спиридон Тримифунтский Кипрский Чудотворец. Агиографические источники IV-X столетий" Перевод с древнегреч. -  А.Ю. Виноградов, науч. ред. Д.А.Поспелов. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 г).

 

Скачать книгу можно по ссылке: http://depositfiles.com/files/kwn78e6ns

 

 

 


Вперёд


Главная |  Житие  |  Чудеса |   Иконы |  Молитвы  |  Разное

 

 
Hosted by uCoz